Глен Доман разработал одну из самых известных развивающих методик для детей младшего возраста. В этой статье мы рассмотрим описание обучающей системы, а также приведем практические советы по организации занятий. Обсудим в чем заключаются особенности обучения ребенка в ранние годы и его дальнейшее развитие как личности. Составим краткую инструкцию по созданию комфортных условий в домашней среде. Расскажем с какого возраста и как заниматься по программе математикой, чтением, английским и как пользоваться развивающими карточками.

Немного истории

Глен Доман родился в 1919 году. После успешного окончания университета он устроился в больницу врачом-физиотерапевтом. Свободное же время он посвящал исследованиям мозговой деятельности у детей.

После окончания Великой Отечественной войны он возвращается с фронта и вместе с несколькими коллегами занимается восстановлением детей с тяжёлыми повреждениями черепа и головного мозга, а также иными заболеваниями нервной системы.

На протяжении нескольких лет команда докторов делала попытки помочь детям с парезами (параличами), задержками психического и умственного развития и прочими отклонениями. При этом основной целью была ликвидация именно первопричины, то есть некой проблемы в головном мозге, нежели устранение симптомов, как это пытались сделать другие доктора.

В 1960 году в свет выходит его статья, посвящённая лечению детей с повреждениями головного мозга и их реабилитации. Статья, к слову, произвела настоящую научную революцию.

Когда начать?

Дети получают наибольшее количество знаний о мире в первые шесть лет жизни. При этом познавать мир ребёнок начинает с самого рождения. Так как методика рассчитана на детей младшего возраста, занятия следует проводить в форме игры.

Начинать учебу нужно после того, как малышу исполнится три месяца, ведь установлено, что именно в этом возрасте дети начинают проявлять реакции на то, что их окружает. Процесс начинается с демонстрации ребёнку пособий с красочными изображениями простейших существующих объектов — яблока, домика, машинки и так далее.

Основы методики

  1. Развитие головного мозга возможно лишь при постоянной умственной нагрузке.
  2. Период наибольшей активности мозга у ребёнка должен приходиться на возраст от рождения до трёх лет.
  3. Необходимо обращать внимание не только на прокачку умственных способностей, но и на физическое потребности ребёнка, потому что движение способствует насыщению крови кислородом и, следовательно, мозговой ткани, что в свою очередь будет содействовать лучшему усвоению мозгом информации.
  4. До пяти лет ребёнку не требуется какой-либо мотивации для приобретения новых знаний — в этом возрасте головной мозг сам настроен на максимально возможный темп.

Принципы обучения

  1. Чем раньше приступить к обучению, тем лучше будет результат.
  2. Ребёнка нужно хвалить и вместе с ним радоваться его успехам, при этом радоваться открыто, чтобы ребёнок сам хотел продолжать обучение.
  3. К ребёнку, даже к самому маленькому, необходимо проявлять уважение.
  4. Обучение должно доставлять удовольствие и не быть слишком скучным для малыша.
  5. Для нормального протекания процесса обучения необходима соответствующая обстановка: не должно быть никаких отвлекающих факторов, а также условий, которые будут каким-либо образом нервировать воспитанника.
  6. Необходимо так распределить время, чтобы ребёнок не успевал устать.
  7. Не следует постоянно повторять одно и то же — каждый раз необходимо предоставлять новую информацию, новую пищу для размышлений.
  8. Занятия должны быть регулярными и организованными.
  9. На первых порах не следует осуществлять проверку усвоенной ребёнком информации, так как цель — не зубрёжка, а развитие.
  10. К занятиям необходимо готовиться заранее.
  11. Если вам или ребёнку стало скучно, занятие следует прекратить.
  12. Пока малыш не подрос, не следует проводить занятие, если у него плохое настроение, ведь в раннем возрасте цель — научить ребёнка учиться и делать это с удовольствием.

Физическое развитие

Как уже упоминалось ранее, физическое развитие столь же важно и необходимо, как и умственное. Именно физическому следует уделять большое внимание. С рождения необходимо предоставлять ребёнку свободу движений. Разумеется, следует убедиться в отсутствии опасности для малыша. Можно приобрести специальный трек для ползания. Внешне он представляет собой дорожку с бортиками, между которыми и должен располагаться малыш. Дорожка и стенки должны быть гладкими и мягкими. На таком тренажёре ребёнок обязан проводить 3–4 часа в день. При правильно выполнении упражнения уже к четырём месяцам малыш будет активно ползать.

Когда навык будет отработан, следует добавить небольшие мягкие препятствия — валики и лесенки — и научить ребёнка их преодолевать. Это не только повысит уровень физического здоровья ребёнка, но и будет заставлять его размышлять о том, как преодолеть преграду. Также следует поворачивать малыша из стороны в сторону как можно чаще, чтобы сформировать у него чувство равновесия.

Суть методики Домана

Параллельно с физическим совершенствованием нужно начинать тренировать память. Как уже говорилось выше, для этой цели используются большие картинки с яркими, красочными изображениями одиночных часто встречающихся объектов с подписанными названиями. Например, это могут быть фрукты, овощи, распространённые предметы быта. С помощью ярких красок ребёнок быстрее усваивает информацию, что создаёт необходимую для мозга нагрузку. Стоит уточнить, что таблички с изображениями должны иметь белый фон и на каждой должна располагаться только одна картинка. Надпись делается под ней, крупными красными буквами.

Новую информацию ребёнку нужно предлагать как можно чаще, иначе малыш быстро потеряет интерес, а этого допускать нельзя.

Картинки должны быть разделены по тематикам. В начале вам потребуется 5 изображений на одну тему. Каждую из них следует показывать ребёнку в течение десяти секунд, при этом громко и чётко прочитывая надпись. Показывать один и тот же набор можно только один раз за занятие. Занятия проводятся не реже чем три раза в день. Следовательно, на один день вам понадобится как минимум 15 распечатанных изображений.

Разумеется, мгновенного результата не будет, потому что, во-первых, малыш далеко не сразу поймёт, что от него требуется, а во-вторых, с рождения дети не способны воспроизводить информацию в той или иной форме — это умение формируется лишь спустя несколько месяцев занятий. Поэтому стоит помнить, что ребёнок в любом случае всё слышит и всё запоминает, пусть даже не с первого раза, поэтому всё то время, что вы проводите за упражнениями, не будет потрачено впустую.

Учимся читать

Учить ребёнка читать можно уже с шести месяцев. Для работы потребуются те же материалы, и даже можно без картинок. На картонках должны быть написаны слова крупным красным печатным шрифтом. Начинать нужно с простых слов, распределяя их по категориям так же, как до этого распределяли картинки.

Основные правила обучения:

  1. В один набор должны входить 5 слов одной тематики.
  2. Частота занятий составляет 3 раза каждый день.
  3. В первый день показывать ребёнку трижды одну и ту же группу слов, при этом проговаривая громким чётким голосом все слова.
  4. На второй день повторить эти слова и добавить ещё один набор слов.
  5. И так далее: в каждый новый день вы повторяете слова предыдущих дней и добавляете 5 новых слов.
  6. Начинать следует со слов, затем пойдут словосочетания, а за ними и предложения.

Учимся считать

Взрослы люди, услышав какое-либо число, представляют себе его написание, дети же обычно представляют названное количество каких-либо объектов, например две точки, три мяча и так далее. Именно в этом и заключается особенность: давая ребёнку взаимодействовать не с абстрактной цифрой, а с конкретными фактами, мы способствуем формированию у ребёнка понимание того, о чём вообще идёт речь. А вот уже когда понимание будет сформировано, можно начать учить ребёнка условно обозначать цифры и числа, то есть то, как они пишутся и как мы, взрослые, их видим.

Для обучения вам понадобится 100 табличек, на каждой из которых будет нарисовано определённое количество красных точек (от 1 до 100). Когда ребёнок освоит понятие «количество», можно потихоньку переходить к простейшим математическим действиям и только после их освоения следует начинать учить ребёнка писать цифры. Математическим действиям с помощью данной техники научить достаточно просто: например, прибавляя к одному два, мы получаем три. Следует взять картинки с одной, двумя и тремя точками и представить ребёнку последовательность действий, при этом проговаривая эти действия. Так малыш намного быстрее поймёт, что есть «один», «два» и «три», нежели если он будет смотреть на их условные изображения (1, 2, 3).

Ребёнку необходимо представлять чёткую, простую и доступную информацию. В вашей речи во время обучения должны фигурировать простые фразы и предложения. Нет смысла в течение получаса рассказывать полугодовалому ребёнку о том, почему трава зелёная. Сначала нужно, чтобы ребёнок просто осознал этот факт.

Получение энциклопедических знаний

Целью обучения ребёнка является получение им как можно большей концентрации знаний об окружающем его мире. При этом малышам бесполезно что-либо объяснять: их мозг воспринимает только факты.

Для того чтобы обучение по табличкам давало поистине энциклопедические знания, нужно соблюсти ряд условий:

  1. Все детали рисунка должны быть видны чётко. Так ребёнок со временем научится не просто воспринимать целостный объект, но и останавливать внимание на отдельных его частях. Кроме того, необходимо чтобы цвета на картинках более или менее соответствовали цветовой гамме в реальном мире. Например, яблоко на картинке должно быть красным, жёлтым или зелёным, но никак не фиолетовым. Правильная цветовая гамма также формирует связь между картинкой и реальностью.
  2. На каждом распечатанном пособии может быть изображён только один предмет. Это необходимо для того, чтобы малыш мог сосредоточить всё внимание на изучении одного конкретного объекта. При этом нужно чтобы изображаемый объект находился в том же положении, что и в реальности. Например, если на картинке изображена кошка, то она обязана стоять на четырёх лапах, а не на двух. Если нарисован домик, он не может «лежать на боку», и так далее.
  3. Все изображённые предметы должны иметь чёткое название. На первых порах лучше начать с простого — не использовать многозначные слова.
  4. Нарисованный объект должен быть для ребёнка новым.
  5. Нужно использовать таблички достаточно большого размера.
  6. Следует следить, чтобы изображения были чистые. Это условие должно выполняться не только во избежание искажения восприятия объекта, но и просто из соображений безопасности.

Отрицательные моменты

  1. В жизни ребёнку недостаточно просто знать факты, он обязан уметь применять их в жизни, иначе, если не развивать мыслительную деятельность, то зачем факты нужны?
  2. Большая нагрузка на мозг может привести к тяжёлым негативным последствиям, вплоть до появления психических расстройств. Мозг каждого ребёнка индивидуален: один малыш может заниматься в течение десяти минут, другой — нет, и это создаёт определённую сложность — нужно подстраиваться под каждый конкретный случай, а сделать это может далеко не каждый.
  3. Необходимое условие: обучение должно идти в соответствии с возрастом. Существуют определённые критерии, определяющие норму развития в том или ином возрасте. Критерии складываются из количества звукосочетаний или слов, которые знает ребёнок, выполнения им несложных действий, а также того, идёт ли малыш на контакт. Важно не переусердствовать. Кроме того, на табличках изображены нарисованные объекты, поэтому увидев ту же собаку в реальности, ребёнок может просто не понять, что это она, ведь само слово у малыша будет ассоциироваться с одним-единственным рисунком.
  4. Если ребёнок будет заниматься по такой системе постоянно, то он в более старшем возрасте не будет приспособлен анализировать и самостоятельно искать информацию. Она в большинстве своём направлена на начальное познание мира и предназначена для самых маленьких.
  5. У ребёнка практически не остаётся времени на социализацию, он овладевает способностью мыслить фактами, при этом не учится ни рассуждать, ни общаться с людьми, ни сосуществовать с ними.
  6. Задействованы не все органы чувств. Основная нагрузка ложится на глаза, то есть на зрительную память. Также работает слух. Но при этом не развиваются ни обоняние, ни осязание, ни вкусовое чутье. Например, ребёнок видит на картинке банан, он слышит слово «банан», но это не подкреплено вкусом или осязанием. Ребёнок видит картинку, но при этом он уходит от реальности.
  7. При обучении малыш будет механически запоминать слова, при этом, если ему в тексте встретится незнакомое слово, даже если в нём будут эти же буквы, малыш не сможет его прочитать.
  8. Отсутствие активной игровой деятельности. То есть ребёнок не сможет совмещать активность с обучением, что очень важно на первых порах для малыша, особенно с дефектами нервной системы.

Данный подход будет эффективен в самом начале обучения, когда малыш только начинает осознавать то, что видит вокруг. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а также его психоэмоциональное состояние. Важно не давить на обучающегося и не заставлять его заниматься. Упражнения лучше выполнять в игровой форме, не забывая при этом хвалить ребёнка за успехи и искренне радоваться полученным знаниям вместе с ним.

Видео: жизнь и труды врача

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×