Уже в 1856 году на коронации Александра II на Красной Площади в Москве горели электрические лампочки. Но эти лампочки были недолговечны, ненадежны и стоили очень дорого. Как создать прочную конструкцию, простую и надежную? — над этим вопросом Павел Яблочков размышлял и дома, и на прогулке, и днем, и ночью. И вот однажды, когда Яблочков сидел в небольшом парижском кафе, официант принес его заказ и начал раскладывать столовые приборы, кладя на стол параллельно нож и ложку. В этот момент Яблочков как ошпаренный выбежал из кафе и помчался домой, экспериментировать с новой догадкой изобретателя: «Да, именно так надо расположить в лампе угольные электроды — не горизонтально, а параллельно! Тогда оба будут выгорать совершенно одинаково, и расстояние между ними всегда будет постоянным». 23 марта 1876 года Павел Яблочков получил патент на изобретение электрической лампочки. Со временем «свеча Яблочкова» была вытеснена более экономичными и удобными лампами накаливания, в которых яркий свет даёт раскалённая электричеством тонкая нить. Это новшество связано с именем Александра Лодыгина. Именно он догадался выкачивать воздух из стеклянной колбочки, ему принадлежит идея заменить тонкую нить из угля на металлическую — из молибдена или вольфрама. Эдисон же придумал патрон для лампочки и изобрёл совершенный насос, который позволял откачивать воздух из колбы почти до вакуума.

Итак, в этом месяце мы отмечаем день рождения великого изобретения — электрической лампочки. Однако, чтобы наши игры были более познавательные и масштабные, мы будем говорить об электричестве в целом.

Что такое электричество и как с ним нужно обращаться, Лукаше и чертенку № 13 рассказывал учитель Черт. Этих куколок для нас сделала замечательный мастер Анастасия Гончарова.

Первым делом Учитель попросил учеников найти домики для электричества и поселить «электричество» в них. Мы обошли квартиру и на каждый электроприбор положили по карточке с изображением «тока».

Мы выяснили, что электричество живет в розетках, в выключателях, в пылесосах, утюге, компьютере, телевизоре, холодильнике, стиральной машине, электрическом чайнике и т.п.

А что же электричество всегда сидит дома и никогда не выходит погулять? — Выходит, еще как выходит, и гуляет оно по проводам. Учитель предложил нам поиграть в игру «Ток бежит по проводу». Мы взяли в руки веревку, предварительно на ней я завязала несколько узелков и концы связала между собой. Мы перехватывали веревку, натыкаясь на узелки — «ток», и читали стишок:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Зачем же нужно это электричество? Учитель Черт рассказал ученикам, что электричество нужно, чтобы облегчить людям жизнь и предложил поиграть в игру «Что было раньше? А что сейчас?»

А есть ли электричество за пределами дома? — Оказывается, есть! Учитель Черт разложил перед учениками карточки с различными видами транспорта и попросил выделить те, для движения которых нужен электрический ток.

Лукаша сразу стал искать в транспорте провода как сигнал к тому, что в нем живет ток.

Чтобы немного отдохнуть, учитель Черт предложил ребятам посмотреть мультфильм «В проводах гуляет ток».

Самое время поговорить о безопасности. Учитель предложил ученикам рассмотреть несколько картинок и определить, что дети делают неправильно и как необходимо поступать в каждой ситуации.
Картинки можно скачать здесь.

А теперь проверим, хорошо ли ребята (Лукаша и Чертенок) запомнили правила обращения с электричеством. Если Учитель говорит то, что делать можно, Лука поднимает зеленую карточку, если то, что делать нельзя — красную.

Оставлять включенные электроприборы без присмотра (запрещается)
Вставлять в розетку посторонние предметы (запрещается);
Выключать магнитофон держась за вилку (разрешается);
Дотрагиваться до проводов мокрыми руками (запрещается);
Помогать дома маме, пользуясь пылесосом (разрешается);
Дотрагиваться до оборванных проводов (запрещается).

Поиграли мы и в веселую игру «Эхо»
Поиграть в игру нам можно
Дети: можно, можно!
Включить телевизор осторожно?
Дети: можно, можно!
Руками дергать шнур друзья
Дети: нельзя, нельзя!
Чайник вам включить, возможно?
Дети: можно, можно!
Нам сегодня все возможно,
путешествовать не сложно
Дети: можно, можно!
Ну, тогда вперед друзья!

Пришла пора опытов и экспериментов. В отсутствие Лукаши я «повесила» на стену два воздушных шарика, потерев их о волосы. Шарики повисли на стене.
Далее Учитель попросил Лукашу повесить еще один шарик на стену. Естественно, Лукашин шарик висеть на стене не стал. Но когда я открыла секрет, и мы потерли шарик о волосы, шарик прекрасно повис на стенке. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.

Еще один опыт — сажаем бумажных птичек на пластмассовую палочку, предварительно потерев ее о волосы.

А теперь Учитель предложил мальчикам поиграть в игру «Найди пару».

Вдруг Чертенок спросил: «А какого цвета ток?» Учитель предложил посмотреть на горящую лампочку и самим ответить на этот вопрос. А затем ребятам нужно было разложить цвета электричества от самого тусклого к самому яркому.

«Учитель, — сказал Чертенок, — а ведь свет может быть зеленым или голубым, если стекло на лампочке зеленое или голубое!»
И верно..почему бы не поиграть с разноцветными лампочками? Вспомним елочную гирлянду, например. Тут Чертенок решил загадать Лукаше загадку.
«Какая лампочка горит в моей комнате, если известно, что она не зеленая и не синяя, и что она не самая большая».

Исключали неправильные ответы, закрывая их карточками.

На переменке потренировались в образовании уменьшительно-ласкательной формы схожих по звучанию слов.
Чертенок называл первое слово Лука-второе ( с уменьшительно -ласкательным суффиксом).
лапа-лапочка
лампа-лампочка
Лена-Леночка
папа-папочка
шляпа-шляпочка
лама-ламочка

Урок продолжился небольшой арифметической задачкой. Учитель показал ребятам картинку дома, попросил посчитать в доме комнаты и сказать, сколько лампочек нужно купить, если в каждой комнате должна гореть одна лампочка.

Затем Учитель предложил ребятам посмотреть мультфильм на английском языке Powercut.

После просмотра мультфильма Лукаше захотелось порисовать, и Учитель предложил ему изобразить дом, в котором выключили свет. Рисовали черной тушью по воску.

Затем Учитель разложил перед учениками картины, на каждой из которых запечатлен какой-либо светильник, лампа, фонарь, свеча — предмет, дающий свет. Учитель давал по одной карточке с изображением этого предмета и просил найти картину, откуда этот предмет «сбежал».

Скачать картины.

Часто светильники встречаются на натюрмортах. Вот и Лукаша создал свой собственный натюрморт с настольной лампой.

Учитель решил проверить, понимают ли ученики разницу в названиях осветительных приборов. Играли в мемори.

А теперь Учитель решил показать ребятам настоящий театр теней, и, вооружившись фонариком, мы все отправились в ванную, где нет окон и поэтому темно.

А вот идея, которую собираюсь воплотить, как только дома будет еще одна пара рук, папина.

Завершился наш экскурс в мир электричества, света, тока, проводов, лампочек, фонариков, розеток и выключателей небольшой поделкой, которую Лука подарил Учителю Черту на прощание. Это лампочка из воздушного шарика и картонного рулончика от туалетной бумаги. Теперь мы знаем что такое колба, патрон, спираль и электроды.

6 комментариев

  • Даша:

    ООО! спасибо)) очень познавательно!!! конечно, очень много информации, не знаю, смогу ли удержать столько времени внимание моего Энерджайзера))) но частями буду выдавать. Когда гуляем, он знает, что в трансформаторных будках живет Ток и к нему нельзя заходить))) теперь будем дальше познавать Электричество)

    • Юлия Соловьева:

      Даша, на самом деле, это только кажется, что занятие включает в себя ооочень много информации, мы уложились где-то в час- полтора, при этом делали перерывы на «отдохнуть», «перекусить», пообщаться с бабушкой.

  • Екатерина:

    Юлия! Как здорово! Вы не перестаете удивлять нас своей фантазией! Такой классный урок провел Учитель! Нам с Софьей очень понравились карточки с изображением тока (очень похоже на Софью, когда вечером косички расплетаем))) Спасибо! Я обязательно познакомлю Софью с электричеством, воспользовавшись Вашими идеями!

    • Юлия Соловьева:

      Екатерина, здорово, что Вам понравилось. С этими карточками у нас произошла забавная ситуация. Поиграв, я выкинула их в мусорное ведро, а затем в мусоропровод, одна карточка выпала и осталась лежать на лестничной клетке. На следующий день спускаемся с Лукашей гулять, а он: «Мама, ток! Откуда он тут взялся?» Объяснила, что этот «ток» заблудился в поисках лифта:)

  • Лилия:

    Юлечка, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! А то мы только на запретах: там ток живёт и кусается очень больно. А что такое ток — мы не объясняем. Теперь благодаря Вам сделаем это наглядно.
    С уважением Лилия.

    • Юлия Соловьева:

      Лилия, спасибо. Когда запреты проигрываются в ситуациях, сюжетно-ролевых играх, инсценировках сказок, они имеют гораздо больше шансов быть услышанными и понятыми ребенком:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *