· ·

УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ!

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕТКАМ ОТ О ДО 1 ГОДА

1. Смотрим презентацию «Белоснежная зима»

2. Изучаем зиму в картинках:

Скачать картинки.

3. Сделайте несколько снежинок из плотной бумаги, заламинируйте скотчем.
Попросите малыша сложить все снежинки в одну коробочку (через узкое отверстие):

ДЕТКАМ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

1. Ставим опыты!

Опыт №1. «Определение цвета».
— Какого цвета снег? (белый)
— Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый — покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».
Положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег — непрозрачный).

Опыт №3. (по возможности провести на улице)
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он — хрупкий).

Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

2. А теперь поиграем

1. Игра «Снежки».

Способствует формированию представления ребенка о свойствах снега.
Обратите внимание малыша на снег. Возьмите снег в руки и начните совершать с ним разные действия: сжимать, разделять на части и т.д. После этого предложите то же самое сделать малышу.
Затем вместе налепите много снежных «колобков» и поиграйте в снежки.

2. Игра «Рисуем на снегу».

Способствует формированию представлений ребенка о том, что снег легко уплотняется. Для этой игры вам понадобятся выпуклые формочки — штампы. Выйдя на улицу, обратите внимание ребенка на следы. Понаблюдайте, какие следы оставляют люди, животные и птицы, какие машины, санки, коляски. А теперь нарисуйте на снегу что-нибудь с помощью формочек — штампов.

3. Игра «Цветы на снегу».

Направлена на формирование у ребенка представлений о том, что мокрый снег хорошо лепится, ему можно придать любую форму, а на морозе он превращается в лед. Вам понадобится мокрый снег, формочки в виде цветов, подкрашенная вода. Вспомните с малышом, как было красиво зимой и летом, когда было много цветов. Но выпал снег, и все стало белым. Расскажите ребенку, что это можно исправить, сделав разноцветные цветы из снега. С этой целью выставьте перед малышом миски с подкрашенной водой разного цвета. В каждую опустите снег, затем набейте формочки снегов из мисочек и опрокиньте на доску. Получившееся панно можно выставить на улицу, на радость окружающим, а можно держать на балконе.
Эту игру можно провести и на улице. Взяв с собой пластиковые бутылки с подкрашенной водой и формочки, выходите на снежную «полянку», расчистите снежок, сделайте небольшое ровное место — на нем будут ваши цветы. А затем вылейте подкрашенную воду из бутылок в разные места, снегом из этих мест заполните формочки (к слову, необязательно цветы, например, морские жители или зверушки леса тоже подойдут) и переверните эти формочки на расчищенном месте.

4. Игра «Снежные фигуры».

Направлена на формирование у ребенка представления о том, что снег может принимать любую форму. Кроме традиционных снежной бабы и снеговика, лепить из снега можно мышек, черепашек, ежиков, мишек и зайчиков. И даже если Ваша скульптура будет похожа на зайчика только длинными ушами, главное передать характерные особенности каждого зверька и, конечно, лепить его с удовольствием и только положительными эмоциями.


3. Смотрим мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Декабрь. Январь.»

ДЕТКАМ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
1. Ставим опыты:

1. Разноцветный снег

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ:покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:все в мире состоит из крошечных частиц — молекул.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

ВАЖНО! Имейте в виду: чем на улице холоднее, тем быстрее вы получите результат.

2. Чистый лед

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:обычная, сладкая и соленая вода.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:выяснить, каким образом вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

3. Кто подо льдом живет?

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ:лужа, покрытая прозрачным льдом, снег.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:сквозь прозрачную плоскость видно то, что за ней находится. Сквозь непрозрачную — нет. Объяснить это малышу можно на основе обычного оконного стекла.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:увидеть, что находится на дне лужи (пруда).

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: если около вашего дома нет прозрачной лужи, сделайте ее сами — хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли. На дно положите камешки, орешки, палочки. Залейте водой и выставьте на мороз. Вода замерзнет, но сквозь лед вы сможете видеть все предметы. А вот если сверху присыпать снежком — видно ничего не будет. Почему? Лед прозрачный, а снег — нет.

В ходе этого же опыта можно еще обсудить, что снег — рыхлый, сыпучий, мягкий, а лед — хрупкий, ломкий, твердый, может быть с острыми краями.

ФАКТ! Расскажите ребенку, что именно на этом принципе основано очищение воды методом замораживания-оттаивания, когда в результате получается свободная от примесей талая вода.

4. Дед Мороз и расписные окна

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:достаточно рассмотреть морозные узоры на оконном стекле в вашей квартире.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА:перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза.

С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой),

Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.

2. Смотрим мультфильм «Почемучки. Почему снежинки все время разные».

ДЕТКАМ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ

1. Ставим эксперимент.
Условия эксперимента: На улице наложили ведерко снега и взяли его с собой домой. Один из снежков положили в меховую сумочку. Другой снежок просто положили на блюдце.
Вопрос: какой из снежков растает быстрее?
Обычное предположения ребенка: Снежок, который находится в сумочке, растает быстрее, чем тот, что просто лежит на блюдце.
Результаты эксперимента (через 2 часа): Снежок, который просто лежал на блюдце растаял быстрее,чем, тот который был в меховой сумочке.
Вывод: Меховая сумочка задерживает доступ теплого воздуха к снежку и помогает сохранять внутри себя холодный воздух. Поэтому снежок в сумочке тает медленнее.

2. Путешествуем «В гости к зиме»
Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, скажи, отгадав загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

Мишутка приглашает нас в гости к зиме. Вспомни, какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, животные, человек — живая природа.)
-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды. Наш Мишутка работает синоптиком и подготовил для нас сообщение:
«Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.»
Народные приметы.

· Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.
· Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
· Дым столбом — к морозу.
· Кошка на печи — к стуже, кошка на полу – к теплу.
· Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
· Холодная зима – жаркое лето.

— А теперь — в путь!

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Как ты думаешь, когда наступает зима?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

-Посмотрите вокруг (если вы на улице)/ в окно(если вы дома). Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
-Рассмотрите разнообразные снежинки.
Ты знаешь, как образуется снег? Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

3. Игра «Хлопки».

-Хлопни в ладоши, если услышишь зимние явления природы.
Листопад, гроза, >снегопад,дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

4. Разгадываем кроссворд

По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела — весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы: По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима. По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель

5. Викторина

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля
б) многие звери впали в спячку
в) часто кружат метели
г) в воздухе кружат насекомые
д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь
б) белка
в) ёж
г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка
б) журавль
в) воробей
г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица
б) заяц
в) кабан
г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие …(морозы). Часто идёт сухой, колючий или мокрый …(снег). Метут сильные … (метели). Вода в реках, прудах и озёрах …(замёрзла).

6. Игра «Рассели животных по домикам»

ДЕТКАМ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ

1. Прочитайте ребенку стихотворение С.Г. Острового:

А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал,
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.

Предложите придумать к нему название.

2. А теперь запишите на листке фразу «Я счастлив, что…» а внизу столбиком следующие выражения:

знаю о снеге (снежинке) …
умею …
наблюдаю …
рисую …
Попросите ребенка придумать окончание каждого предложения с одним условием, предложение должно быть о снеге/снежинках/зиме.

3. Предложите ребенку составить свой план, по которому вы будете сегодня изучать вместе «снег».
Примерный план:
1. Определение.
2. Причины образования.
3. Состав, внутреннее строение.
4. Физические законы, по которым живет снежинка (снег).
5. Свойства снежинки, снега.
6. Опыты.
7. Применение.
8. Задачи со снегом (снежинкой).
9. Красота снега.

4. Поговорите с ребенком о физических законах, связанных со снегом.

Информация для родителей.

5. Решаем задачки:

1. Общая площадь плавучих льдов вокруг Антарктиды равна примерно 20 млн.км2. В теплый период она сокращается до 2,5 млн.км2. Толщина плавучих льдов составляет в среднем 1,5 м. Определить, какое количество теплоты потребовалось для того , чтобы расплавить льды при 00С.

2. Крупный айсберг плоской формы в заливе Мелвилл вблизи берегов Гренландии имеет длину более километра, ширину – 0,5 км, а высоту надводной части 20 м. Какова масса льда, содержащаяся в айсберге? Определить массу всего айсберга (надводной и подводной части).

6. Сочините вместе с ребенком сказку о снеге. Можете сочинить каждый свою сказку и рассказать друг-другу.
Снег и сказка… У них есть одна удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Золушка становится красавицей, великан – маленькой мышью, лягушка – Василисой Прекрасной. Выпал снег – и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым? Вот он есть – и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый и пышный, а завтра серый и мокрый. Или иначе – вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым и плотным. Полежит еще некоторое время – и превратится в лед. Он родился над землей в виде почти невесомых снежинок, но вот теперь прошло какое-то время – и он поплыл по реке льдинами, пополз с высоких гор ледниками, закачался на волнах океанов айсбергами.

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru