Лукаша очень любит сказки. Сказка живет с нами мы просыпаемся с ней, она с нами за едой, на прогулке, перед сном и даже во время купания. Каждый день мы разыгрываем Лукашины любимые сказки, проводим тематические занятия по ним. Но в этом году мне захотелось сделать что-то особенное. И я поняла, что сказка мне в этом поможет. Раз в месяц мы будем устраивать сказочные визиты. Что это значит? Первый день — к Луке в гости приходит персонаж любимой сказки и мы проводим тематическое занятие по сюжету произведения, а на второй день Лука отправляется в гости к этому персонажу, в ту страну, где он родился. С этими тематическими занятиями мы будем участвовать в проекте Ольги Сухановой «Веселое кругосветное путешествие». В этом месяце мы играем со Щелкунчиком и путешествуем в Германию.
Итак, день первый- «Щелкунчик в гостях у Лукаши»
До этого дня мы с Лукой несколько раз читали сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», вот в этой книге:
И, смотрели советский мультфильм «Щелкунчик» с великолепной музыкой П.И. Чайковского:
Когда Лука принес моток шерсти и стал «делать» из него Щелкунчика, я поняла, что Луке сказка более чем понравилась и он не хочет ограничиваться чтением книги. Несколько дней мы разыгрывали сюжет с этой самодельной куколкой из ниток, а потом мне захотелось подарить Лукаше настоящего Щелкунчика. Я обратилась к талантливому мастеру Н.В.К. И вот с нами настоящие, живые герои сказки.
Мари мы взяли из журнала «Дамы эпохи». Луке показалось, что она похожа на Кэтрин Линтон из «Грозового перевала» (выпуск 54).
Фату мы превратили в чепчик, и вот наша Мари с нами:
Итак, для начала Луке нужно было по просьбе Щелкунчика восстановить в памяти основные моменты произведения. Я включала музыку из балета «Щелкунчик», а Лука показывал картинку, которая этой музыке соответствует.
Затем под вальс снежинок Лукаша исполнял танец с…веником, метлы у нас не нашлось.
Щелкунчик «подготовил» для Лукаши ряд испытаний на внимательность и смекалку, чтобы проверить, годится ли он в его армию. Эти упражнения мы нашли в книгах Марии Костюченко «Игрушки стран мира» и «Сказки игрушек стран мира».
Определив, что Лука отлично подходит для того, чтобы пополнить ряды армии Щелкунчика, мы начали разыгрывать саму сказку.
Мари находит Щелкунчика под елкой.
Великое сражение:
Превращать Щелкунчика в принца Лукаша наотрез отказался, сказав, что Щелкунчик намного красивее принца. А вместо Марии сам закружился с ним в финальном танце.
Последним заданием тематического занятия было изобразить крестного Дроссельмейера. Как известно, крестный был с повязкой на одном глазу. Сначала я просила Луку закрыть ладошкой правый глаз, затем левый. После он сам закрывал глаза и говорил, правый или левый глаз он закрывает.
А напоследок, Лукаша примерил повязку Дроссельмейера.
День второй — «Лукаша в гостях у Щелкунчика» или «Путешествие в Германию».
Для этого дня я заранее нарисовала «карту» путешествия. Склеила 4 листа А3, разделила получившийся лист на 8 секторов и в каждом секторе сделала по одному немецкому городу.
Вместе с Щелкунчиком Лука сел в «самолет» — импровизированный воздушный транспорт из стула и стола. И мы полетели в Германию.
Сначала мы нашли страну на карте «Большого путешествия от Канады до Австралии»
, компании «Умница».
Затем на «входе» нашей самодельной карты мы обнаружили мальчика и девочку. Для них Луке нужно было подобрать немецкие национальные костюмы по образу и подобию тех, что нарисованы на карточках с изображением немки и немца. Я предоставила Луке по пять костюмов для каждого и он выбрал нужные. В этом задании мы использовали «Большое путешествие. Костюмы народов мира» , компании «Умница».
Первым городом, в котором мы очутились, был, конечно, Берлин.
Я не стала вдаваться в исторические подробности возникновения Берлинской стены, просто преподнесла это как памятник. Стену Лука делал из Лего.
Вторая достопримечательность Берлина, которую мы обыграли, — Бранденбургские ворота.
Я разложила перед Лукашей три фотографии:
Бранденбургские ворота
И ворота в Парк Культуры им. Горького в Москве.
Далее Щелкунчик попросил Луку найти именно Бранденбурские ворота, если известно, что только на них стоит колесница, которой управляет богиня победы Виктория.
Лука нашел нужное фото и поставил его в «Берлин».
Вторым городом нашего путешествия стал Веймар. В этом городе находится дом-музей И.Гете. Лука построил его из конструктора, а затем я положила в постройку незаметно для Луки бумажный сверток. Лука обнаружил в нем фотографию Гете и подсказку, где искать его стихотворение.
Подсказка гласила:
«Подойди к цветам, что в вазе,
И найдешь там что-то сразу».
В розах Лукаша нашел стихотворение Гете «Дикая роза».
Затем мы отправились в Гамбург, самый зеленый город Германии. Я попросила Лукашу «рассадить» в парке деревья.
И посадить в память о своем визите в Гамбург дерево с волшебными плодами — эту игру на развитие баланса и координации мы получили в подарок от друзей на Новый Год.
После Гамбурга наш путь лежал в Дрезден, где Лука задержался дольше всего. Я и не предполагала, что его так увлечет живопись эпохи Возрождения. В Дрездене мы «посетили» Дрезденскую галерею, где подробно изучили две картины.
Секстинская Мадонна Рафаэля.
Спящая Венера Джорджоне.
Так как в галерее много работ Моне, Мане и Ван Гога, мы решили подробнее рассмотреть картины этих художников, имеющиеся у нас в комплекте компании «Умница» «100 мировых шедевров. Времена года в искусстве»..
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в Дюссельдорф, современный коммерческий центр, где находятся крупные банки, множество магазинов и ресторанов. В один такой магазин сувениров мы и зашли. Чтобы купить национальные атрибуты, Луке пришлось вспомнить счет. Я дала ему пуговицы — «евро». Он говорил, что хочет купить, я называла стоимость (от 1 до 5 евро), от отсчитывал нужное количество пуговиц, расплачивался и получал товар.
Из Дюссельдорфа мы переместились в Кельн, где, конечно, построили Келнский собор. Его Лукаша строил совершенно самостоятельно из деревянного конструктора.
Затем мы отправились в Лейпциг, город музыки, именно тут жил и творил великий немецкий композитор И.С. Бах. Я включила его Токкату и Фугу, Ре минор., а Лука определил, в мажоре или миноре это произведение.
Для этого мы используем наших друзей — братцев Мажора и Минора.
Также в Лейпциге находится очень большой зоопарк. Я загадывала Лукаше загадки про животных, он отгадывал и расставлял фигурки зверей в зоопарк Лейпцига.
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами — царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
У него короткий хвост,
На носу большой нарост.
Он в саванне проживает,
Места лучшего не знает!(Носорог)
Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый.(Жираф)
Последним немецким городом, который мы посетили, стал Мюнхен. Лука построил Альпы из пластилина, самостоятельно скатав колбаски.
Напоследок я дала Луке два шарфа синего цвета — широкий и поуже. Лука разложил их на карте «реками» Рейн и Майн. И, конечно, разыграл целую драму, как Щелкунчик пошел купаться, стал тонуть, а Лука подплыл на своей деревянной лодке и спас его.
В конце путешествия, Щелкунчик подарил Лукаше открытку с флагом Германии. Лука нашел такой же магнитик на нашем холодильнике. В этом задании мы использовали комплект компании «Умница»
«Большое путешествие. Флаги и гербы».
А Лука нарисовал флаг Германии пластилином и подарил свою поделку Щелкунчику.
Не знаю, остались ли в голове у сыночка какие-то факты о Германии, но вечером он снова попросил «расстелить карту и поиграть в Германию, хоть один разок». Из чего я сделала вывод, что «путешествовать» ему понравилось, а значит моей идее сказочных визитов быть!
Так совпало, что на следующий день после наших игр мы всей семьей посетили еще одно тематическое мероприятие — музыкальное прочтение сказки «Щелкунчик»..
Лукаша впервые услышал живой оркестр: две скрипки и виолончель.
Трио исполняло музыку П.И. Чайковского, а волшебница — сказочница читала детям «Щелкунчика». Конечно, детки не могли не оживить сказку.
Они танцевали вместе с Арлекином и Петрушкой, сражались с Мышиным королем, считали бой часов, шагали в такт оловянным солдатикам. И были там…в сказке, вместе с Мари, Щелкунчиком и Мышиным Королем.
А, главное, смогли прикоснуться к великому и вечному.
Новый герой, новые игры и новое путешествие нас ждут уже в феврале!
Лена, я очень рада, что Вам приглянулись наши идеи. Честно говоря, темы — секрет. Скажу только, что продолжим зимнюю тему:)
Жанна, слава Богу, таких мам все больше и больше. Я чувствую это, когда читаю Ваши комментарии.
Юлия! Очень интересная тема! Сын в этом году выразил большой интерес к Щелкунчику. А у меня, если честно, не хватает фантазии. Спасибо огромное!
Татьяна, буду рада, если Вашему сынишке понравятся наши идеи! Напишите, когда поиграете, Ваши впечатления от игр.
Юлия, как интересно!!! Столько всего! Мы с Софьей слушаем аудиосказку «Щелкунчик». Есть ряд мест, которые всегда ее особенно привлекают. Думаю, адаптирую Ваши игры для нашего возраста и обязательно что-нибудь использую в играх. Спасибо!!!
Екатерина, спасибо Вам. Думаю, многое можно адаптировать.
Юлия, классно! 🙂 мы сейчас занимаемся по Большому путешествию, и когда дойдем до Германии, обязательно обратимся к Вашим идеям! Спасибо!
Очень интересно, что будет дальше! 🙂
Юлия, как всегда — потрясающе! мое почтение и низкий поклон за то, что делитесь своими играми, наработками и материалами! Если в вашем списке путешествий значится Франция, готова помочь! могу подготовить «визит» во Францию!
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Юля, очень здорово!!! Насыщенно и интересно!!!
Что в феврале планируете обыграть? Надо обзаводиться вашими читательскими сказками 🙂